МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

Обследование бюджетов домашних хозяйств

Домашнее хозяйство представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении или его части, как связанных, так и не связанных родством, совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Домохозяйство может состоять из одного человека, живущего самостоятельно.

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств – это совокупность денежных доходов домохозяйств, сумм израсходованных накоплений, привлеченных (заемных) средств и стоимости натуральных поступлений.

Расходы на потребление домашних хозяйств состоят из потребительских расходов, а также оценки стоимости в денежном эквиваленте натуральных поступлений продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. В расходы на конечное потребление не включается стоимость товаров, приобретенных не для потребления обследуемым домашним хозяйством.

Потребительские расходы являются частью денежных расходов домашних хозяйств, направленных на приобретение потребительских товаров и услуг. Учет производится по полной стоимости товаров и услуг, независимо от того, полностью или частично они были оплачены на момент приобретения и для каких целей они предназначались (для личного потребления или передачи другому домохозяйству). В составе потребительских расходов не учитываются расходы на покупку произведений искусства, антиквариата и ювелирных изделий, приобретенных в качестве капиталовложений, оплата материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых и подсобных помещений, являющиеся инвестициями.

Натуральные поступления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (стоимостная оценка в денежном эквиваленте) – условно исчисленная стоимость: - потребленных домашними хозяйствами продуктов питания, поступивших в виде сельскохозяйственной продукции собственного производства и из других источников без оплаты (помощь родственников, в счет оплаты труда и др.). Оценка стоимости производится по средним ценам покупки аналогичных товаров; - непродовольственных товаров (со слов опрашиваемых), поступивших в домохозяйство без оплаты; - услуг, предоставленных или оплаченных (полностью или частично) работодателем (для работающих членов домашних хозяйств) в виде бесплатного питания или оплаты транспортных, жилищно-коммунальных, медицинских услуг и других за счет предприятия (организации).

Расходы на питание складываются из денежных расходов домашних хозяйств на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутри домохозяйств, расходов на питание вне дома и стоимости натуральных поступлений продуктов питания.

Расходы на алкогольные напитки включают как денежные расходы домашних хозяйств на покупку алкогольных напитков, предназначенных для личного потребления домохозяйств, так и стоимость алкогольных напитков, поступивших в домохозяйство в натуральном форме в результате собственного производства или в качестве подарка.

Расходы на непродовольственные товары состоят из денежных расходов домашних хозяйств на покупку непродовольственных товаров, предназначенных для личного потребления внутри домохозяйств, и стоимости натуральных поступлений, оцененной со слов опрашиваемых.

Расходы на услуги - это денежные расходы на оплату: пошива и ремонта одежды, обуви, услуг парикмахерских, услуг пассажирского транспорта и связи, организаций культуры, медицинских услуг, услуг в системе образования, текущего содержания и ремонта жилого помещения, жилищно-коммунальных услуг, правового характера и прочих видов услуг.

Денежные доходы и расходы

Величина прожиточного минимума С 2021 г. по настоящее время – в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ) величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год. Медианный среднедушевой доход - величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по Российской Федерации имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина - выше данной величины. Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2 процента.

Денежные доходы населения включают оплату труда наемных работников; доходы от предпринимательской деятельности и другой производственной деятельности; социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты); доходы от собственности (дивиденды, проценты, начисленные по денежным средствам на банковских счетах физических лиц в кредитных организациях; выплата доходов по государственным и другим ценным бумагам; инвестиционный доход (доход от собственности держателей полисов); прочие денежные поступления.

Денежные расходы населения – включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, платежи за товары (работы, услуги) зарубежным поставщикам за безналичный и наличный расчет, включая сальдо трансграничной Интернет-торговли; расходы на оплату обязательных платежей и разнообразных взносов; прочие расходы населения.

К сбережениям населения относятся: прирост (уменьшение) сбережений на рублевых и валютных счетах в банках Российской Федерации и за рубежом; прирост (уменьшение) средств в форме кредитов и займов от иностранных контрагентов; прирост (уменьшение) сбережений в ценных бумагах (включая векселя и долговые ценные бумаги); расходы на покупку недвижимости (включая сальдо операций с инструментами участия в капитале и недвижимостью за рубежом); прирост (уменьшение) наличных денег на руках у населения в рублях и в иностранной валюте в рублевом эквиваленте; прирост (уменьшение) прочих сбережений. Общий объем сбережений населения корректируется на величину финансовых обязательств (кредиты, ссуды) и на величину реализации финансовых активов (средств от продажи и погашения инвестиционных паев, от реализации долей участия в уставном капитале организаций и др.).

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.

Номинальный размер денежных доходов – абсолютный показатель, отражающий фактически сложившийся в отчетном периоде размер денежных доходов населения.

Распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) населения, сгруппированного в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов.

Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения выражается через долю общего объема денежных доходов, которая приходится на каждую из 20 (10)-процентных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых денежных доходов.

Реальные денежные доходы населения (в процентах к соответствующему временному периоду) – относительный показатель, характеризующий изменение денежных доходов населения в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах, который исчисляется путем деления индекса номинальных денежных доходов населения на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.

Заработная плата

Просроченная задолженность по заработной плате - фактически начисленная (с учетом налога на доходы физических лиц и других удержаний) сумма заработной платы, но не выплаченная в срок, установленный коллективным договором или договором на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным с банком. Число дней задержки считается, начиная со следующего дня после истечения этого срока. В сумму просроченной задолженности включаются переходящие остатки задолженности, не погашенные на отчетную дату, и не включается задолженность на внутримесячные даты (аванс).

Просроченная задолженность по заработной плате работникам из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней определяется по коммерческим, некоммерческим и бюджетным организациям независимо от статей бюджетного финансирования.

Реальная начисленная заработная плата характеризует покупательную способность заработной платы в отчетном периоде в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги по сравнению с базисным периодом. Для этого рассчитывается индекс реальной начисленной заработной платы путем деления индекса номинальной начисленной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по организации исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава и внешних совместителей на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и лиц, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде.

Сведения приводятся по каждому осуществляемому организацией виду экономической деятельности независимо от основного вида деятельности.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по виду экономической деятельности исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава и внешних совместителей на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и лиц, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по субъекту Российской Федерации (по муниципальным, городским округам и муниципальным районам) исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников списочного и несписочного состава на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и лиц, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде.

В фонд заработной платы включаются начисленные работникам (с учетом налога на доходы физических лиц и других удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации) суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда,  доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.

Пособия и другие выплаты, получаемые работниками за счет средств государственных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (средняя заработная плата) по категории работников учреждений социальной сферы и науки исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.

Среднемесячные затраты на рабочую силу – сумма затрат организаций на рабочую силу, рассчитанная на одного работника в месяц.

Затраты организации на рабочую силу - это сумма вознаграждений в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, расходы организации, связанные, в частности, с обеспечением работников жильем, профессиональным обучением, культурно-бытовым обслуживанием, социальной защитой, включая расходы на пенсионное, медицинское и другие виды страхования, командировочные расходы, а также налоги и сборы, связанные с использованием наемной рабочей силы.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума.

Оплата труда работников государственных органов и органов местного самоуправления

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных органов, органов местного самоуправления и избирательных комиссий - включает категории персонала: государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, сотрудники, имеющие специальные звания, специалисты и другие служащие (технические исполнители, обеспечивающие деятельность гражданских (муниципальных) служащих), а также персонал по охране и обслуживанию зданий.

Законодательные органы - группировка включает органы законодательной власти Российской Федерации (федеральные регионального уровня и субъектов Российской Федерации) и представительные органы муниципальных образований.

Исполнительные органы - группировка включает органы исполнительной власти Российской Федерации (федеральные регионального уровня и субъектов Российской Федерации) и местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).

Органы судебной власти и прокуратуры - группировка включает органы судебной власти и прокуратуры Российской Федерации (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, органы прокуратуры (включая транспортные и специализированные), Следственное управление, Управление Судебного департамента (включая мировых судей).

Другие органы - другие государственные органы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, образованные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для решения вопросов государственного значения; контрольные органы муниципальных образований; иные органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных образований, образованные в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления для решения вопросов местного значения.

Социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг

В общую численность граждан, пользующихся социальной поддержкой , кроме носителей включаются члены их семей, если это предусмотрено соответствующим данной категории граждан законодательством.

Носители социальной поддержки - граждане, предъявившие документы на право получения социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством.

Социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг - скидка или денежные выплаты, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством определенным категориям граждан и совместно с ними проживающим членам их семей (если это предусмотрено законодательством).

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг носят адресный характер и являются одним из видов государственной социальной помощи. Предоставляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.